Рыбоводство на землях сельхозназначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рыбоводство на землях сельхозназначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе земли, занятые водными объектами.

Пруд-копань на землях сельхозназначения

По смыслу абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основной деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства может являться рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции.

Также ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее – Закон № 123-ФЗ) предусматривает, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Частью 1 ст. 10 Закона № 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам – членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования).

Следовательно, осуществление рыбоводства допустимо на землях сельскохозяйственного назначения.

Вопрос: Какие документы необходимо собрать организации, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения, находящейся в ее собственности, для разведения рыбы?

Ответ: В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ “О племенном животноводстве” (далее – Закон N 123-ФЗ) земельные участки, предоставленные гражданам – членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Права на земельные участки, порядок предоставления и режим использования земельных участков, установление охранных зон на указанных участках определяются законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Статьей 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство.

Отношения в области разведения и использования диких животных и домашних животных, не являющихся сельскохозяйственными племенными животными, регулируются иным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ предусматривается, что собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды являются водными объектами.

Частью 2 ст. 8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

  • о водохозяйственных системах;
  • об использовании водных объектов, в том чи��ле о водопотреблении и водоотведении;
  • об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

В силу п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, и пп. 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии с пп. “л” п. 12 Положения о ведении государственного водного реестра сведения в Федеральное агентство водных ресурсов по объектам рыбохозяйственного назначения поступают через Федеральное агентство по рыболовству.

Подпунктом 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, устанавливается, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Санкции за несоблюдение правовых норм

За нарушение законодательных норм, касающихся использования участков (это касается и обустройства прудов), виновникам грозят штрафные санкции. К примеру, если земля имеет сельскохозяйственное назначение – выкопать на ней пруд недостаточно, придется посадить сельхозкультуры.

Величина штрафа зависит от кадастровой стоимости надела и может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Протоколы о нарушениях имеют право составлять сотрудники полиции, инспекторы Рыбнадзора, Росприроднадзора

Солидные штрафы предусмотрены и за порчу земель, к которой иногда приводит обустройство прудов. Кроме того, собственника обяжут привести участок в прежний вид, а это стоит недешево.

Таким образом, владельцы земли имеют право выкапывать пруды на своих наделах. Но при подготовке к работе придется учесть законодательные требования и многочисленные ограничения. Игнорировать их не рекомендуется: самовольные действия могут не только грозить штрафами, но и стать причиной несчастного случая.

Нужна грамотная консультация земельного юриста? Задавайте свои вопросы – это бесплатно!

Пруд-копань с позиции водного законодательства

Для правильного понимания вопроса необходимо определиться с терминологией.

Исходя из приведенных в ГОСТ 19179-73 терминов, пруд – мелководный искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока площадью не более 1 кв. км.

На практике существуют разные классификации прудов.

По происхождению принято различать:

В зависимости от назначения выделяются пруды-охладители, пруды-отстойники, пруды-накопители, пруды-испарители и т.д.

ПРУД – мелководный искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке или в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей площадью не более 1 кв. км.

Какие документы нужны для оформления разрешения на пруд?

  • Подтвердите свои права на территорию, где будет возводиться водоем. Подойдет свидетельство о праве собственности.
  • Потребуется удостоверение личности для граждан или выписки из реестров и прочее для юридических лиц. Когда обращаетесь за разрешением на пруд на земле сельхозназначения через представителя, подготовьте доверенность.
  • Закажите проектную документацию в специализированной организации. Она включает данные об инженерных сетях, схему размещения построек и прочие сведения.
  • Проект должен пройти согласование в различных уполномоченных инстанциях. К ним относят экологическую экспертизу и проверку в природоохранных службах.
  • Если разработкой проектных документов занимались негосударственные специалисты, придется прикрепить к заявлению подтверждение прав на осуществления подобной деятельности.
  • Еще пригодятся доказательства безопасности будущих сооружений. Также стоит проверить бумаги на соответствие Градостроительному кодексу РФ.
Читайте также:  Пользование земельным участком без правоустанавливающих документов

Пруд-копань на землях сельхозназначения

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе земли, занятые водными объектами.

По смыслу абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основной деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства может являться рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции.

Также ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон № 123-ФЗ) предусматривает, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Частью 1 ст. 10 Закона № 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования).

Можно ли строить дома или другие здания

Статус земель сельскохозяйственного назначения дает возможность возводить на них следующие строения:

Земли сельскохозяйственного назначения: что можно строить

1

Дачный или садовый домик – их часто устанавливают на землях сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства

2

Хозяйственные постройки (только внутри ЗУ).

3

Дом, предназначенный лишь для личного пользования или ведения приусадебного хозяйства.

4

Строения, применяемые для хранения урожая либо заготовок на зиму(это могут быть складское помещение либо погреб, в котором установлен конкретный температурный режим).

5

Коттедж не выше 3-х этажей, при условии, что в нем проживает только одна семья.

Основы раскопок пруда / Вы можете выкопать это?

Чтобы придать водоемам прочность и устойчивость, обязательно делайте уступы во время раскопок.

Все мы знаем, что подрядчик может выкопать яму, но знаете ли вы, что делать это правильно? Поэтапный процесс раскопок, несомненно, сэкономит вам время, деньги, материалы и избавит от головной боли.

Перед тем, как начать копать, вам нужно выполнить несколько простых задач, которые помогут избежать неожиданностей в дальнейшем. Во-первых, обязательно оцените недвижимость, на которой будет расположен пруд, и обратите внимание на все существующие конструкции и коммуникации.Во-вторых, используя площадку или лазерный уровень, определите высокие и низкие области, где, скорее всего, будет расположен водоем. Это даст вам лучшее представление о любых препятствиях или проблемах, которые вам, возможно, придется преодолеть при установке пруда.

Новый 299-ФЗ: что разрешили строить на землях сельхозназначения в 2022 году

Возможность строительства и использования построек на таких участках определяется видом хозяйственной деятельности на таком участке. Подойдут земли сельскохозяйственного назначения для садоводства, дачной и приусадебной деятельности.

Перечень разрешенных видов деятельности на определенном участке вносится в кадастровый паспорт данного участка. Это могут быть:

  • приусадебное хозяйство;
  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • садоводство и огородничество;
  • пашни;
  • животноводство и выпас;
  • сельхозпроизводство.

Каждое направление для успешной деятельности требует специальных построек разного целевого назначения. Например, дачникам требуется дачный домик, фермерам – ангар для хранения собранного зерна или инструментов.

Строительство на землях сельхозназначения разрешается для:

  • домов для индивидуального пользования и хозяйственной деятельности;
  • коттеджей;
  • дачного или садового домика;
  • хозяйственных построек;
  • ангаров, погребов, складов для производства и хранения собственной продукции;
  • фермерского хозяйства (фермы);
  • обустроенных водоемов для разведения рыб.

Из приведенного списка разрешается постройка жилого дома на участке категории ИЖС и садоводство.

Для постройки дома на садоводческом участке требуется получить разрешение на строительство на землях сельхозназначения, для этого уже недостаточно иметь Устав садоводческого товарищества, где прописаны все ограничения и правила.

Для начала строительства потребуется собрать множество документов. В первую очередь потребуется согласовать постройку, затем утвердить план строительств. После чего приступить непосредственно к сбору документов.

  • Блоги
  • Инструктаж
  • Экспертное мнение
  • Спецпроекты
  • Вопрос-ответ
  • Календарь
  • Каталог
  • Объявления
  • Статьи

До 1 марта 2022 года строить дома на сельскохозяйственных землях было нельзя. Но большое хозяйство требует постоянного надзора, поэтому фермеры устанавливали времянки на территории хозяйства. Однако они не могли их зарегистрировать как жилые строения, были сложности в проведении и оформлении коммуникаций. Кроме того, владельцы КФХ опасались проверок и решений о сносе этих временных багончиков.

Федеральный закон, разрешающий в составе сельхозземель иметь участок с жилым домом, принимали долго — более двух лет. Однако теперь фермер может строить, реконструировать или эксплуатировать один жилой дом на земле сельскохозяйственного назначения. При этом законом предусмотрены ограничения, чтобы сельхозземли не превратились в коттеджные поселки.

Список ограничений, согласно 299-ФЗ, выглядит таким образом

  1. Ограничения на размер и вид строения. Фермерский дом должен быть не более трёх этажей. Общая площадь – не больше 500 квадратных метров. Площадь застройки – 0,25 % от всего площади участка.
  2. Ограничение на деятельность. Фермер, чтобы оформить дом на сельхозземле, реально должен вести деятельность в сфере сельского хозяйства. При этом разрешено строить на всех видах с/х земель – их разрешенное использование может быть как общее (например, для ведения крестьянского хозяйства), так и специализированное (например, растениеводство или свиноводство).
  3. Ограничения на право распоряжаться собственностью. Дом, построенный фермером, остается в составе имущества КФХ.

Закон о фермерских домах многие встретили с радостью. Для одних селян – это способ перестать наматывать круги из посёлка на ферму и обратно. Для желающих открыть экотуристическое направление – это пусть к новому бизнесу, так как в жилом доме фермера можно будет размещать отдыхающих. Кто-то надеется зарегистрировать свою времянку как жилой дом или сделать реконструкцию.

За ответом на вопрос, может ли человек зарегистрировать уже построенный дом на сельхозземлях, мы обратились к федеральному юристу – эксперту по земельным и налоговым спорам в области АПК Анне Соловьевой.

— Необходимо понимать, что закон коснётся только официально зарегистрированных КФХ, которые осуществляют свою деятельность на землях сельхозназначения. Принятие этого закона нацелено на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Обычных дачников и физических лиц, этот закон не коснётся.

То есть если у вас есть в собственности земли сельхозназначения, но нет КФХ, зарегистрировать строение не получится. Кроме того, Анна Соловьева обратила внимание, что законодательство дало право местным муниципалитетам самостоятельно накладывать на некоторые земли запрет на строительство на них фермерских домов.

— В первую очередь это касается тех участков, которые находятся в непосредственной близости к большим городам. При этом закон не содержит указание на срок, в течение которого местные муниципалитеты обязаны наложить этот запрет.

Эксперт таким образом выделила вторую причину, по которой не каждый дом получится зарегистрировать.

Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).

Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).

До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).

Читайте также:  Выплаты в 2023 г инвалидам с военной травмой

При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).

Земля сельхозназначения – особая. Её могут отобрать по решению суда. Мы задали два вопроса Анне Соловьевой на эту тему.

— В каких случаях земельный участок с домом может быть отобран у фермера?

— Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации. В частности, если происходит один из случаев:

  • участок используется не по целевому назначению;
  • его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  • на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в п. 2 ст. 222 ГК РФ, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

В этом случае земельный участок в соответствии со ст. 286 ГК РФ подлежит продаже с публичных торгов.

— Как именно отберут ту землю, на которой построен дом? И что будет с домом?

— Как будет происходить изъятие у аграриев земельного участка с расположенным на нем жилым домом, нам только предстоит узнать. На законодательном уровне эта процедура не закреплена, а это значит, что впереди период ошибок, неоднозначных решений, многочисленных обжалований и становления судебной практики.

Полагаю, будущее может развиваться по одному из двух вариантов.

  1. Первый: межеванием из основного земельного участка будет выделен земельный участок (площадью не более 0,25 % от основного) с находящемся на нем жилым домом. Большая часть земельного участка будет изъята, оставшуюся часть вероятнее всего передадут в аренду фермеру с условием уплаты арендных платежей.
  2. Второй: полное изъятие земельного участка с расположенным на нем жилым домом. По логике фермеру должны выплатить компенсацию за объект строительства. Здесь вероятнее обложение агрария штрафами за ненадлежащее использование или за использование земельного участка с нарушениями. Верно понимаете, что размер штрафа будет равен размеру компенсации за изъятый дом.

Одно могу сказать точно. Изъятие земельного участка происходит только в судебном порядке, и только на основании решения суда, что предусмотрено действующим законодательством. Не исключаю, что впереди нас ждут новые поправки в Земельный Кодекс РФ, которые закрепят процедуру изъятия у фермеров участка с находящимся на нем жилым домом.

  • АПК-органы управления
  • ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
  • ГСМ, биотопливо
  • корма, добавки для животных
  • оборудование для АПК, промышленное, весовое
  • обучение
  • сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
  • сельхозтехника, запчасти
  • семена, посадочные материалы
  • средства защиты растений, удобрения
  • страхование
  • строительные материалы
  • финансовые учреждения
  • элеваторы, мелькомбинаты
  • Аграрные СМИ

Относительно земель сельхозназначения используется следующая нормативная база:

  1. Понятие и назначение земель дается в Земельном Кодексе РФ ст. 77. Здесь указывается, что это категория угодий предназначена для ведения с/х, обработки, выращивания и хранения продукции. Поэтому допускается возведение соответствующих строений.
  2. Правовое регулирование вопроса оборота земель сельхозназначения осуществляется по нормам Федерального Закона № 101. В нем устанавливаются правоотношения относительно распоряжения, использования земель этой категории, а также устанавливается ряд ограничений относительно их оборота.

Сколько денег нужно для старта бизнеса по разведении рыбы

Посадочный материал – это то, без чего Вы не начнете свой бизнес по разведению рыбы.

Лучше купить его весной, для того, чтобы уже осенью вы могли похвастаться своим первым урожаем. Средняя стоимость его – 150 рублей за 1 кг.

Большая часть ваших расходов будет уходить на питание для рыб, в котором обязательно должен содержаться протеин.

Стоимость корма для карпа и карася составляет примерно 10 рублей за 1 кг. Кроме того, зимой карп и карась практически не питается, что существенно экономит Ваш бюджет.

С форелью же дела обстоят немного сложнее. Так как это рыба достаточно капризная, то питается она не любым кормом, есть сбалансированные корма стоимость которых начинается от 60 рублей за кг.

  • Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство);
  • Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка);
  • Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение);
  • Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины);
  • Отдых (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка);
  • Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь);
  • Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт);
  • Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы России);
  • Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность);
  • Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации);
  • Водные объекты (гидротехнические сооружения);
  • Территории общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории);
  • Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют главный вид деятельности, для которой приобретается земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование). Условно разрешенные виды использования применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку.

Земли сельскохозяйственных угодий (СХ-1)

Земли СХ-1 представляют собой сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи и участки, занятые многолетними насаждениями. Это единственная категория земель сельскохозяйственного использования, на которой действительно невозможно строительство без внесения изменений в ПЗЗ.

Для таких земель не устанавливается градостроительный регламент, то есть виды разрешенного использования (ВРИ) и предельные параметры строительства. Условно разрешенные и вспомогательные ВРИ для земель сельскохозяйственных угодий ПЗЗ также не предусмотрены.

В то же время, для многих владельцев участков в зоне СХ-1 актуально исключение участка из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, что позволит без особых проблем перевести участок сельхозназначения в другую территориальную зону, а в ряде муниципалитетов – предоставит право автоматически (то есть без изменения ПЗЗ) применять градрегламент зоны СХ-3 с широким перечнем основных, условно разрешенных и вспомогательных ВРИ.

Права и обязанности субъектов

Ст. 40, 41 ЗК РФ описывают прерогативы субъектов правовых отношений по земельному вопросу.

ЗК РФ, Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков

  • Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
  • В соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются «законом» или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.
  • Читайте также:  Прожиточный минимум в Ростове-на-дону в 2023 для получения детского пособия с 8 до 16

    Субъекты, ведущие активную деятельность на земельных владениях, имеют право:

    • осуществлять использование почвы для собственных потребностей в закрепленных законодательно предписаниях;
    • проводить сельскохозяйственные работы, не нарушая разрешенный вид пользования земельного надела;
    • сажать сельхозкультуры, собирать урожай и извлекать прибыль с надела.

    Ст. 42 ЗК РФ оглашает обязательные функции субъекта, касающихся земельного надела, по ней субъект обязан:

    • работать на земле, не нарушая её целевое предназначение, не причиняя вред природному окружению и экологии;
    • не удалять спецзнаки (межевые, геодезические и т.п.), находящиеся на земельном пространстве;
    • проводить в жизнь процедуры по сохранению земель и противопожарных требований безопасности и соблюдать предписанные нормативы;
    • вовремя отчислять платежные обязательства по земле;
    • вовремя приступать к освоению земель согласно договорам;
    • не воздействовать негативно на почву.

    Как происходит предоставление земельного надела

    Предоставление земельного надела, закрепленного в государственной (муниципальной) собственности, находится в компетенции органа исполнительной власти или местного самоуправления.

    Бесплатно земельный надел выделяется зарегистрированным нуждающимся гражданам с 3 и более детьми.

    Физлицу или юрлицу предоставляется в собственность безвозмездно:

    • надел, образованный в очерченной территории по договору её развития;
    • территория, занимаемая религиозным сообществом, имеющим на ней строения, оформленные в собственность;
    • надел на земельной территории некоммерческой садоводческой (огороднической) организации;
    • участок по истечении пяти лет его безвозмездного эксплуатирования.

    Какие ВРИ для земельных участков сельхозназначения существуют?

    Несмотря на свое название, земли сельхозназначения обладают широким спектром возможностей для своих владельцев.

    Разрешенное использование земли сельскохозяйственного назначения определяются Классификатором ВРИ ЗУ и позволяют гражданам и организациям в полной мере воплощать свои бизнес- и сельхозидеи, эко-фантазии.

    Благодаря классификатору ВРИ, а именно тому, что он охватывает всевозможные роды деятельности, которые могут вестись на землях сельхозназначения, на земельных участках возможно ведение следующих родов деятельности:

    1. осуществление предприятиями с/х деятельности;
    2. создание личных либо фермерских хозяйств;
    3. выращивание овощных, плодовых культур;
    4. создание дачных, садоводческих или огороднических товариществ;
    5. выращивание и разведение животных, насекомых и рыб;
    6. научно-исследовательская деятельность и т.д.

    Все земли сельскохозяйственного назначения по видам разрешенного использования условно можно разделить на две категории.

    Водоем на своем участке. Насколько он законен?

    В наше время стало модным устройство собственного водоема на придомовом участке. А иногда – за пределами участка. Копают их и в городе, и на селе. Цели при этом преследуются разные: для зарыбления, полива, пожарной безопасности, отдыха, просто для красоты, а иногда – все в одном флаконе.

    Соответственно, обустраивают хозяева свои водоемы кто во что горазд.

    При этом не учитывается, как сложатся «взаимоотношения» у новоявленного пруда с грунтовыми водами, как на это отреагирует прилегающая земля (не нарушатся ли ее структура, уровень), насколько эстетично будет смотреться водоем со стороны улицы или соседнего участка, да и как сам сосед на это посмотрит…

    Кстати, сосед иногда смотрит косо и даже гневно – знаю об этом из своей журналистской практики. И, главное, у него есть причины для гнева. Еще больше таких примеров могут привести в землеустроительной службе райисполкома.

    Потому что именно в адрес местной власти поступают жалобы от граждан насчет того, что на их собственных участках из-за соседского пруда-копани (так этот объект называется официально) начались изменения: пропала в колодце вода, осел фундамент хозпостройки… И нередко первое, что выявляется в ходе проверки, – рукотворный водоем сооружен незаконно.

    Об этом недавно у нас состоялась беседа с начальником землеустроительной службы райисполкома Геннадием СЛАБОДЧИКОВЫМ.

    – Геннадий Прохорович, насколько вообще сегодня распространены самовольные водоемы-копани?

    – Сегодня многие граждане без согласований делают на своих приусадебных участках искусственные водоемы. В нашем районе это стало массовым явлением. Мы сделали инвентаризацию копаней и проанализировали полученные данные. В целом по району было выявлено около 150 копаней – и на приусадебных участках, и за их пределами.

    Анализ показал, что не всегда искусственные водоемы так уж безобидны. Для себя хозяева, выкопав пруд, создают определенные удобства. Для соседей же нередко – неудобства и проблемы.

    Может, хозяин копани и не хотел этих проблем, но он же не специалист по гидросооружениям и всех нюансов предусмотреть не может.

    Поэтому (тем более что это порождает проблемы и жалобы) позиция райисполкома по данному вопросу однозначна: искусственные водоемы на участках граждан не могут быть введены в эксплуатацию, если на них нет согласованной разрешительной градостроительной документации, разрешения на производство работ.

    – Но копани уже существуют, и их хозяева пользуются ими. Местная власть закроет на это глаза или искусственные водоемы придется все же задним числом узаконить? И возможно ли это?

    – Я уже говорил: без соответствующей документации землепользователи не имеют права создавать на своем участке искусственный водоем. В противном случае он будет считаться незаконно созданным.

    Поэтому пожелания райисполкома таковы: кто самовольно, без разрешительной документации создал на приусадебном участке искусственный водоем, должен внести изменения в земельно-кадастровый план участка и использовать его по целевому назначению.

    Местная власть заинтересована принять его в эксплуатацию по фактическому использованию.

    Но сделать это можно будет только после согласования с соседями и соответствующими службами (землеустроительной, архитектурной, природоохранной, санитарной, МЧС) и с исполнительной властью на местах (районным исполнительным комитетом, Березовским горисполкомом, сельисполкомом). Если водоем сооружен с нарушениями, их нужно будет устранить.

    – А если хозяин участка еще не выкопал искусственный водоем, а только намеревается это сделать, с чего ему начинать?

    – В любом случае сначала надо обратиться в исполнительный комитет по месту расположения участка.

    Но в целом вопрос на перспективу ставится так: с целью недопущения спорных вопросов с соседями и нарушения баланса грунтовых вод – впредь запретить создание копаней в сельских населенных пунктах района, в Березовке и Лиде.

    Создание искусственных водоемов будет разрешаться только в исключительных случаях – на земельных участках, которые расположены в удалении от населенных пунктов и уплотненной застройки (на хуторах). Но вначале необходимость этого будет определять комиссия по выбору земельных участков с выездом на место.

    Если комиссия предварительно даст положительное заключение, вопрос необходимо будет согласовать с соответствующими (вышеперечисленными) службами. И только после этого комиссией будет рекомендовано (или не рекомендовано) райисполкому (сельисполкому) – разрешать (или не разрешать) создание копани.

    Но и в том случае, если разрешение будет дано, прежде чем начинать копать, сначала надо изготовить градостроительную документацию.

    Когда документация будет готова, гражданину с целью воплощения проекта в жизнь рекомендуется обратиться в специализированную организацию (ПМС или иную организацию, имеющую лицензию на производство данного вида работ).

    По окончании работ комиссия райисполкома (Березовского ГИК, сельисполкома) примет в эксплуатацию данный объект. В завершение в землеустроительной службе будут внесены изменения в земельно-кадастровую документацию данного участка.

    • – А если кто-то проигнорирует данные требования?
    • – Это будет нарушением земельного, водного, градостроительного, архитектурного законодательств со всеми вытекающими из этого последствиями.
    • – Какие требования предъявляются к самой копани?
    • – Вот некоторые из них: площадь копани на приусадебном участке не может быть больше 1 сотки, глубина не должна превышать 2 метра, расстояние до границ соседнего (смежного) участка должно составлять не менее 3 метров.
    • – А за пределами приусадебного участка?
    • – За пределами своего участка гражданин вообще не имеет права создавать искусственные водоемы.

    Для каждого ВРИ сельхозугодий имеются особенности применения. Приобретая надел с целью строительства поместья, следует знать, что можно построить на участке и как получить разрешение.

    Есть определенный перечень сельскохозяйственных земель, на которых запрещено любое строительство.

    В границах объединений садоводов допускается возведение построек для временного (сезонного) использования, в том числе домика, но прописаться в нем будет проблематично, потребуются доказательства, что жилье соответствует нормам и стандартам.

    Наделы, предназначенные для огородничества, вообще не могут быть использованы под строительство.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *