Путевой лист нужен ли для частного перевозчика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист нужен ли для частного перевозчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское законодательство не классифицирует бланки путевых листов на какие-либо разновидности в зависимости от срока их заполнения. В качестве таких бланков российскими организациями и ИП, как правило, используются либо разработанные самостоятельно формы, либо утвержденные законодательно — постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Общими требованиями к ним является наличие обязательных реквизитов и соблюдение порядка заполнения.

Кто же выдает путевой лист самозанятому?

Юристы отвечают на этот вопрос следующим образом. Заказчику (юридическому лицу, ИП) не нужно оформлять путевой лист. Эта обязанность лежит на владельце транспортного средства. Опят встает вопрос: как же оформить ПЛ самозанятому гражданину, если он не имеет на это право?
Закон, регулирующий институт самозанятости, еще не доведен до совершенства и существует разрозненность отраслевых правовых норм. Тем, кто хочет заниматься грузоперевозками, юристы рекомендуют поступить следующим образом. Не стоит ограничиваться только регистрацией в приложении «Мое дело» для получения статуса плательщика НПД. Если хотите заниматься грузоперевозками, зарегистрируйтесь в качестве ИП, а далее перейдите на режим «Налог на профессиональную деятельность».
Такой подход позволит «убить сразу двух зайцев»:

  1. ИП на НПД может оформлять себе путевые листы.
  2. Появится возможность оформления всех необходимых сопроводительных документов: акта, чека об оплате услуги, транспортной накладной. Чек нужен обеим сторонам: самозанятому и организации-заказчику. Самозанятый гражданин загрузит его в приложение «Мое дело» для отчетности перед налоговым органом. Заказчик, в свою очередь, сможет использовать чек при уменьшении налогооблагаемой базы.

Для начала обратимся к Федеральному закону от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»:

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также — специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением территории федеральной территории «Сириус», либо территория федеральной территории «Сириус».

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Таким образом, существуют 2 вида самозанятых:

  • самозанятые физические лица;
  • самозанятые индивидуальные предприниматели.

«Транспортное» законодательство

Базовым документом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров посредством автомобильного транспорта, является Устав автомобильного транспорта[6], имеющий статус федерального закона. В нем сказано, что путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. При этом запрещается осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на автотранспорт (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

Путевой лист используется при предъявлении и приеме груза для перевозки, в нем отмечаются время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (п. 5 ст. 11 Устава автомобильного транспорта). Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (п. 6, 8 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности участников дорожного движения, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах (п. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта).

Сведения о контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния автотранспорта при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (п. 29 приложения 1 к Правилам обеспечения безопасности перево­зок пассажиров и грузов[7]). Путевой лист входит в разрешительную документацию, необходимую для допуска транспортного средства юридического лица к участию в дорожном движении (п. 2.2 приложения 2 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов).

Сколько действует путевой лист?

Маршрутный лист выдается на один день, либо на один рейс.

Конечно, ежедневное заполнение всех вышеуказанных данных – достаточно трудоемкое занятие, особенно если у компании большой автопарк. Можно ли выписать путевой лист на несколько дней, недель или даже месяцев?

Можно. В соответствии с Приказом Минтранспорта № 368, путевой лист может выдаваться на 1 поездку (1 рейс) в том случае, если она длится дольше одного дня. Иными словами, если предстоит долгая дорога – достаточно выписать один путевой лист перед ее началом, и он будет действителен на протяжении всего рейса, даже если этот рейс займет несколько недель.

Но если автомобили каждый вечер возвращаются назад, на парковку маршрутный лист нужно выписывать каждый день. В связи с чем возникает вопрос…

Читайте также:  Уклонение от уплаты налога на имущество организаций

Журнал учета путевых листов в 2022 году

В 2022 году предприниматели и организации могут сами устанавливать форму журнала для учета путевых листов. Форма закрепляется в учетной политике организации. Форма устанавливается сроком не более одного года. Журнал обычно включает в себя две части:

1 ЧАСТЬ. Лист с названием организации, кодом ОКПО. Здесь указывают срок ведения журнала.

2 ЧАСТЬ. Таблица с данными: номер путевого листа, дата выдачи ПЛ, водитель, табельный номер водителя, номер транспорта в гараже, подписи ответственных лиц.

Путевой журнал необходимо хранить в течение 5 лет. Для журнала в бумажном виде страницы нумеруются и прошнуровываются. Для электронного — подписываются ЭЦП.

Справочник Бухгалтера

Когда оформление путевых листов — обязательное условие, а когда в них нет необходимости?

Внимание! По ссылкам ниже вы можете скачать бланк путевого листа легкового автомобиля в форматах ворд и эксель. Также мы подготовили образец заполнения этого документа, соответствующий всем требованиям законодательства:

Бланк путевого листа в формате wordСкачать бесплатно Бланк путевого листа в формате excelСкачать бесплатно Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля 2019Соответствует всем требованиям законодательства. Скачать бесплатно

Заполняйте бланки любых путевых листов в соответствии с приказом Минтранса № 152 в программе БухСофт. Скачайте ее бесплатно. Программа позволит:

  • распечатать готовые путевые листы;
  • добавить неограниченное количество путевых листов;
  • вести справочник грузовых и легковых автомобилей с указанием технических характеристик;
  • справочник водителей, с указанием персональных данных;
  • учет расходов горючего;
  • учет заданий для водителя.

Кроме того она автоматически рассчитает время нахождения водителя в рейсе.

Путевой лист ИП грузового автомобиля

К обязательным реквизитам путевого листа индивидуального предпринимателя, впрочем, как и организаций, согласно приказу № 152 относятся:

  • Наименование и номер путевого листа.
  • Срок действия (указывается дата путевого листа, если он выдается на 1 день; в случае если он выдается на более длительный срок — период, на который выдан путевой лист).
  • Сведения о собственнике транспортного средства (указывается Ф. И. О. собственника, почтовый адрес, а также контактный телефон и ОГРН).
  • Сведения о транспортном средстве. Включают в себя:
  • данные о типе и модели транспортного средства;
  • номер и серию государственного регистрационного знака;
  • показания одометра;
  • дату и время выезда (заезда) с места постоянной парковки;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового (или предсменного) контроля технического состояния транспортного средства.

Порядок заполнения документа

Используя ТС в коммерческих целях, необходимо оформлять сопроводительные документы для каждого авто. На личный автомобиль это делать не нужно, если поездка совершается по личным вопросам, а не для осуществления хозяйственной деятельности.

Как правильно заполнить путевой лист для ИП? Обязательно указываются все данные о параметрах работы автомобиля. Сюда входят сведения о том, сколько заливают горючего, как оно списывается, сколько фактически остается. По документу можно узнать о пробеге, маршрутах автотранспорта. Наличие этой информации позволяет оплачивать работу водителя.

Перейти Как оформить больничный лист задним числом и где это можно сделать

Путевой лист поможет соблюдать ПДД, так как в документ вносятся сведения о медосмотре и технические показатели авто. Образец заполнения легко найти в интернете. Если автомобиль предприятия водит посторонний человек, то для инспектора ГИБДД сопроводительная бумага выступит обоснованием причин нахождения за рулем транспортного средства не владельца.

Документ изначально предназначался для организаций, но в 2000 году ввели специальные бланки для предпринимателей. К ним прилагаются и рекомендации по заполнению. Сегодня нужно придерживаться приказа Минтранса №152. Документ регулирует процедуру заполнения путевых листов. Согласно распоряжению профильного министерства использование путевого листа для ИП стало обязательным.

Форма путевого листа ИП не регламентируется законом. Однако использование транспорта обязывает предпринимателя знать о нововведениях. Изменения внесли в Порядок заполнения путевых листов (приказ Минтранса от 18.01.2017 № 17). С марта 2020 года в бланке можно не ставить печать (штамп) ИП.

Также вступило в силу распоряжение о расширении списка обязательных реквизитов. Если будет отсутствовать важный пункт, при проверке первичный документ посчитают заполненным с ошибками. Могут возникать сложности, например, с признанием затрат на ГСМ.

Кроме обязательного оформления путевых листов, предпринимателю потребуется вести журнал учета путевых листов. Исключений по оформлению данного документа нет, их обязаны вести все предприниматели, у которых в собственности есть автомобиль.Уже с 2013 года как для организаций, так и для ИП вести журнал учета путевых листов по унифицированной форме №8 не нужно.

Журнал учета листов нужен для того, чтобы можно было проконтролировать выдачу и возврат путевых листов. В нем содержится информация абсолютно по всем листам, вне зависимости от периодичности выдачи этих документов.

Что предусмотрено за его отсутствие

Хранится путевый лист пять лет. Если документ оформлен неправильно или вовсе отсутствует, оба лица — предприниматель и водитель несут ответственность, но наказание в виде штрафных санкций налагается на бизнесмена.

Штрафные санкции за отсутствие документа указаны в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Конкретные величины:

  • за автомобиль ответственен водитель, ему назначат штраф в размере 500 руб.* или выдвинут предупреждение;
  • за транспортное средство несет ответственность руководитель компании, он оплатит санкции в размере 20 тыс. руб.;
  • на юрлицо выпишут штраф до 100 тыс. руб.;
  • санкции за некорректно заполненную путевку составляют от 3000 до 30 тыс. руб.

Если компания пользуются в своей деятельности транспортными средствами, то ее руководитель обязан оформить путевой лист. Унифицированный бланк для предпринимательства не разработали, поэтому бизнесмены могут воспользоваться типовыми формами, внеся в них обязательные реквизиты. Возможен второй вариант — составить ПЛ авто самостоятельно. Единственное условие заполнения путевки — она должна соответствовать требованиям Приказа № 152.

Читайте также:  Доплата к пенсии за большой стаж более 40 лет

*Цены указаны на июль, 2020 г.

Штраф за отсутствие п/л для ИП и Юридического лица

Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.

Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:

  1. Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
  2. Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
  3. Фиксируются расходы на ГСМ.
  4. Ведется рабочий график водителей.
  5. Имеется свой персонал медиков и пр.

Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л или их отсутствие обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра, умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.

Нужен ли путевой лист ИП без наемных работников?

Да нужен. Почему:
1. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ так как:
«Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.»

2. Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152:
«Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.»

Как быть с медосмотром? Предложу вариант заключения договора с поликлиникой или частной медорганизацией. Берут они не дорого, рублей 50 за один осмотр в среднем. С механиком сложнее, искать автоколонну или транспортную компанию и также по договору, тодже не думаю что, будет дорого. Опять же, как правило машины ИП ставятся на стоянках, возможно там есть мастерская с механиком, может быть там можно как-то по договору это делать.
Но путевой нужен однозначно.

Порядок проведения предрейсовых медосмотров регулируется Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н “Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”. Делать его можно только имея лицензию (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 29). Таким образом без привлечения стороннего медработника с лицензией здесь не обойтись.

Приказом Минтранса России от 18.01.2017 № 17 «О внесении изменений в обязательные реквизиты и Порядок заполнения путевых листов, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 добавлена необходимость обязательной отметки мехника о тех состоянии авто. То есть тут тоже не ответишься. Ставить дату и время проведения предрейсового осмотра технического состояния транспортных средств и заверять их своей подписью с инициалами вправе контролер, аттестованный в транспортной инспекции (п. 14.3 Приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287). Апеложу еще вариант: ИП – пройти соответствующее обучение в транспортной инспекиий, получить удостоверение и проставлять отметку самому.

Не знаю, к сожалению или к счастью, но Сергей экономист прав. Путевой лист, действительно, нужен, со всеми необходимыми отметками. И, если механик может делать предрейсовый осмотр с вечера, то медицинское освидетельствование должно быть проведено непосредственно перед выездом и после прибытия экипажа на базу предприятия.
И решать этот вопрос как-то придется.

Может быть, это и дурдом, если вы честный и непьющий человек, но, мое мнение таково, что наше законодательство обязано по-возможности, ограждать нас от водителей в состоянии АО. А о том, что такие на дороге есть, думаю, спорить никто не будет.

Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.

Бюрократии при совке было не меньше, а по многим вопросам даже больше. Просто в то время не было Индивидуальных предпринимателей, которые сами развозят на личном автомобиле грузы.

Да, были кооперативы, я это помню, но, коммунистическая власть во многом продолжала воспринимать кооператоров как классовых врагов. В начале 1988 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о прогрессивном налогообложении кооператоров, посредством которого планировалось, по словам министра финансов СССР Б. И. Гостева, «изъятие определённых сверхдоходов» у советских кооператоров. Под сверхдоходами министр подразумевал сумму, превышающую «две с половиной средние зарплаты».

Не думаю, что кооператорам жилось легче, чем современным предпринимателям. Мне кажется, они точно также искали лазейки и способы сокрытия доходов. Правда, ничего по поводу путевых листов того периода мне не известно. На крупных предприятиях, они, конечно выписывались, в кооперативах – не знаю.

Ирина Александровна, потомственный бухгалтер.

Основные правила оформления

Путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, который организация использует в своей деятельности. Это в равной степени относится как к собственному транспорту компании, так и к арендованным автомобилям.

Кроме того, путевой лист оформляется и в том случае, если работник использует собственный автомобиль в служебных целях. Для получения компенсации за использование собственного автотранспорта сотрудник кроме прочих документов должен представлять в бухгалтерию и путевые листы. Об этом говорится в письме МНС России от 02.07.04 № 04-2-06/419.

Обычно путевой лист выдаётся только на один день или смену. После окончания рабочего дня оформленный должным образом путевой лист сдаётся в бухгалтерию организации. Бухгалтер должен подшить его в специальную папку и хранить не менее пяти лет.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении третьего ребенка в 2023 республика Башкортостан году

Выписывать путевой лист на неделю или на месяц не рекомендуется. Исключением является случай, когда водитель направляется в командировку, длительность которой превышает одни сутки (смену). Однако существуют прецеденты, когда судьи вставали на сторону организаций, которые составляли путевые листы один раз в месяц. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.04 по делу № А56–22408/03. Правда, в этом решении судьи отметили, что составление путевого листа не за день или за смену, а за более длительный промежуток времени возможно в том случае, если путевой лист не является основанием для расчёта заработной платы водителям, а предназначен в первую очередь для учёта операций, связанных с перевозками, и оформления операций с третьими лицами.

Главное финансовое ведомство теперь также придерживается той точки зрения, что путевой лист “может выписываться с такой регулярностью, чтобы на его основании возможно было судить об обоснованности произведённого расхода”. Иначе говоря, чиновники считают, что не будет считаться нарушением, если организация сможет организовать учёт отработанного водителем времени и израсходованного горючего по путевым листам, оформленным не на каждый день, а на более длительный срок (письмо Минфина России от 16.03.06 № 03-03-04/ 2/77).

Для тех, кто оформляет путевые листы по унифицированной форме, напомним, что в ней не должно быть незаполненных реквизитов. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководитель организации, а также те лица, которые отвечают за эксплуатацию автомобиля и участвуют в заполнении этого документа. Если путевой лист будет составлен с нарушениями, то включить затраты на приобретение горючего в состав расходов в целях налогообложения прибыли нельзя.

При выезде автомобиля из гаража остаток топлива составлял 10 л, выдано по заправочному листу — 40 л, остаток топлива при возвращении — 5 л. Следовательно, фактический расход топлива составляет 45 л (10 + 40 – 5).

В том случае, если расход топлива по норме превышает его фактический расход, образуется экономия топлива. Если же фактический расход оказался больше расхода топлива по норме, возникает его перерасход.

Информацию о работе автомобиля в течение дня в путевой лист вносит водитель.

На оборотной стороне путевого листа он указывает маршрут следования транспортного средства. Его необходимо записывать по всем пунктам следования автомобиля. По каждому пункту следования необходимо указать адрес, время выезда и возвращения, а также количество километров, которое прошёл легковой автомобиль до пункта назначения. Не допускается вместо описания маршрута следования делать записи “по служебному заданию” и другие записи аналогичного характера. Обращаем внимание на то, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте зачастую является основной причиной, по которой налоговики отказываются признавать расходы на ГСМ.

В колонке “Код заказчика” указывается код, присвоенный организацией определённому заказчику. В обычной (не транспортной) организации используемый в служебных целях автомобиль может предоставляться различным сотрудникам (генеральному директору, руководителю отдела продаж или отдела поставок, главному бухгалтеру, кассиру, курьеру и т. д.). В этом случае вместо кода заказчика можно указать должность и фамилию сотрудника организации, который воспользовался автомобилем, или табельный номер этого сотрудника.

В конце дня водитель заполняет раздел “Результат работы автомобиля за смену”. В нём водитель должен указать время работы и количество пройденных километров.

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

Когда водитель, совершающий поездку, должен оформлять путевку, то без нее управлять ТС запрещено. Дело ни только в списании налога, снижении прибыли, фиксации рабочего времени сотрудника. К примеру индивидуальный предприниматель не отчитывается за это перед ФНС. Большой штраф грозит за нарушение требований безопасности. Путевой лист содержит информацию, позволяющую обеспечивать БДД. Поэтому, помимо бухгалтерского учета автовладелец несет ответственность за:

  1. Выпуск на линию технически исправного автотранспортного средства.
  2. Состояние здоровья (адекватность) водителя, севшего за руль автомобиля.

В связи с этим, при езде без путевого листа, правомерно говорить об отсутствии предрейсового медицинского осмотра и осуществлении техконтроля перед выездом ТС с места стоянки. Соответственно штрафные санкции за отсутствующий п/л могут включать несколько статей КоАП РФ об админ. правонарушении.

Транспортным компаниям и ИП лучше не рисковать, а всегда заполнять путевые листы согласно требованиям к обязательным реквизитам. Потому что без путевки, привлекут к административной ответственности (ст. 12.31.1.). Статья предусматривает наказание в виде штрафа по нескольким пунктам:

  • не проведение медосмотра;
  • отсутствие технического контроля транспортного средства.
Вид административного правонарушения статья 12.31.1 КоАП РФ Сумма штрафа для юрлица (ИП)
Без путевого листа исключается проведение предрейсового медосмотра водителя (часть 2) 30 000 руб.
Без п/л предполагается, что техконтроль ТС перед выездом с парковки не проводился (часть 3) 30 000 руб.

Когда Инспектор дорожной службы составит протокол, прежде чем его подписать, прочтите, по какой статье вменено административное наказание. Если это ст. 12.31.1. укажите, что с обвинением не согласны. Путевку забыли (потеряли), но ее точно получали. На предприятии об этом есть запись в журнале учета п/л. Медицинский осмотр и техосмотр прошли. Тогда в суде появится шанс изменить вмененную статью на более мягкую — 12.3. КоАП РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *