Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безвозмездно полученное имущество налог на прибыль бюджетное учреждение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности. Следовательно, для признания в составе расходов бюджетного учреждения сумм амортизации, начисленных по основному средству, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимо, чтобы имущество было приобретено за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, и использовалось для осуществления коммерческой деятельности. В том случае, когда имущество получено за счет бюджетных источников, а используется исключительно для предпринимательской деятельности, амортизация для целей налогообложения не начисляется (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-03-06/1/442).
Аналогичная ситуация касается и амортизируемого имущества, приобретенного за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, но используемого для осуществления уставной бюджетной деятельности. Амортизация по такому имуществу для целей налогообложения прибыли не начисляется (Письмо Минфина России от 25.05.2011 N 03-03-06/4/52). К сожалению, в разъяснениях контролирующих органов не затронут вопрос, связанный с амортизацией для целей налогообложения имущества, приобретенного за счет внебюджетных источников и используемого как в бюджетной, так и в предпринимательской деятельности.
Как не попасть под двойное налогообложение при учете безвозмездно полученного имущества. Практические советы
Имущество, полученное безвозмездно, приносит организации не только проблемы, связанные с учетом, также организации приходится с такого имущества уплачивать налог на прибыль дважды. Особенно хорошо знакомы с последствиями такого «подарка» компании, оказывающие бухгалтерские услуги организациям и предпринимателям.
В данном материале мы не будем рассматривать ситуацию, когда имущество получено от учредителя, доля которого в уставном капитале составляет более 50 процентов. Эта ситуация была подробно описана в нашем материале «Ошибки при учете МПЗ».
Итак, организация получила от третьих лиц имущество на безвозмездной основе. Как учесть такой «подарок» в налоговом учете? Во-первых, необходимо определить стоимость имущества. Оценка проводится с учетом положений ст.40 НК РФ.
При оценке, необходимо учитывать рыночные цены на аналогичное имущество, при этом, стоимость имущества не должна быть ниже остаточной стоимости основных средств, которое определяется согласно гл.25 НК РФ, и не ниже расходов на приобретение такого же имущества.
Организация должна документально подтвердить стоимость, либо пригласить независимого оценщика.
И так, определив стоимость, принимаем имущество к учету следующим образом: если стоимость актива превышает 40 тыс. рублей, то его следует включить в состав амортизируемого имущества.
Дальше, путем амортизационных отчислений, списываем его стоимость до полного погашения, по общему правилу учета ОС.
С этим мы определились и, в данном материале, больше не будем возвращаться к амортизируемому имуществу.
Имейте в виду, если организация применяет кассовый метод учета или является плательщиком единого налога на УСН, то она не вправе списывать в расходы суммы начисляемой амортизации (при кассовом методе) или равномерно списать в течение налогового периода стоимость имущества (УСН).
Поскольку для включения в расходы стоимости имущества, его необходимо оплатить. Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, доходы и расходы учитывают после их оплаты.
Правда, «безвозмездное» имущество они и без оплаты обязаны включить в состав доходов, а вот расходов это не касается.
Если же стоимость имущества менее 40 тыс. рублей, то организация включает ее в состав внереализационных доходов, согласно п.8 ст.250 НК РФ.
В дальнейшем, при списании данного имущества, налогоплательщик не вправе учесть ее стоимость в расходах. Если это МПЗ, то при списании стоимость в расходы не включается, если же это товар, который организация решила реализовать, то полученный доход не уменьшается на стоимость имущества, и с него организация должно повторно уплатить налог на прибыль.
Происходит прямое нарушение п.3 ст.248 НК РФ, согласно которому, суммы, которые организация однажды включила в доходы, не подлежат повторному включению в состав доходов.
Но, на эту норму законодательства придется ссылаться в суде, поскольку налоговые органы при проверке, доначисляют налог на эту сумму, если организация самостоятельно этого не сделала.
Если же организация не хочет доводить дело до суда, хочет избежать претензий со стороны контролирующих органов, и лишние налоги тоже не хочет платить, то может воспользоваться одним из нижеприведенных способов.
Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль
Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):
- доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
- доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
- бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
- доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
- выданные гранты,
- целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
- пожертвования в любой форме,
- прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.
К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:
- дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
- взносы в уставный капитал других организаций,
- наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
- добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
- дарение имущества физическим и юридическим лицам,
- деньги, отданные в профсоюзы,
- прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
- 1. Бюджетные учреждения являются плательщиками ряда налогов, среди которых можно отметить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, транспортный налог.
- 2. По многим видам уплачиваемых налогов бюджетным учреждениям предоставляются льготы. В большинстве случаев льготы связаны с применением пониженных ставок по налогам.
- 3. Уплата бюджетными учреждениями отдельных налогов по нулевой процентной ставке не означает освобождение их от налогообложения и обязанности предоставления налоговой декларации.
- 4. Разнообразие видов деятельности и источников финансирования бюджетных учреждений отражается на том, что по отдельным видам налогов учреждениям необходимо вести раздельный учет.
Безвозмездное поступление ос в бюджетном учреждении проводки 2019
Дата публикации 04.07.2019
Из положений пп. 37, 40 СГС “Доходы” следует, что при поступлении основных средств и материалов в качестве пожертвования (если договором установлены условия при передаче активов) в учете отражаются доходы будущих периодов. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода.
Инструкция № 174н не содержит корреспонденций по отражению пожертвований имущества (основных средств и материалов) от физических лиц на счете 401 40. Какими проводками бюджетное учреждение должно отражать пожертвования основных средств с амортизацией и материалов при передаче актива на условиях и без условий? Какой аналитический код доходов применять к счетам 2 401 Х0 191 – 2 401 Х0 199?
В соответствии с п. 6 СГС “Доходы”, утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее – СГС “Доходы”), условия при передаче активов – это условия, которые устанавливаются передающей стороной. Будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем по целевому назначению, включая достижение установленных результатов. При невыполнении условий активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне.
Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ).
Таким образом, имущество, полученное в результате пожертвования с условиями при передаче активов, должно быть использовано учреждением в соответствии с назначением, указанным жертвователем. В свою очередь, имущество, предоставляемое без условий при передаче активов, используется учреждением в соответствии с назначением этого имущества.
В силу п. 7 СГС “Основные средства”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, получение имущества по договору пожертвования относится к необменным операциям. Порядок признания доходов от необменных операций (кроме перечисленных в пп. 13, 19, 25, 32 СГС “Доходы”) урегулирован пп. 36 – 43 СГС “Доходы”.
При безвозмездном получении имущества (кроме денежных средств), переданных без условий, прочие доходы от необменных операций признаются в учете доходами текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений по факту получения имущества от передающей стороны (п. 39 СГС “Доходы”).
Доходы от безвозмездно полученных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений (п. 40 СГС “Доходы”).
Таким образом, при передаче актива без условий в бухгалтерском учете отражаются доходы текущего года. В случае передачи активов с условием в бухгалтерском учете отражаются доходы будущих периодов.
В соответствии с п. 150 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), объекты имущества (кроме денежных средств), полученные учреждением в виде дара, пожертвования, принимаются к учету по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 10 100, 2 401 40 100 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 2 100 00 000, 2 200 00 000. Основанием служат договор, акт приема-передачи (акт дарения), подтверждающие безвозмездность передачи благотворителем имущества и факт получения объектов.
При этом в пп. 9, 34 Инструкции № 174н не предусмотрено принятие к учету объектов нефинансовых активов в корреспонденции со счетом 401 40 (кроме объектов учета операционной аренды). Безвозмездное получение имущества отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 190 “Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления”.
В вопросе учета поступления имущества по договору пожертвования с установленными условиями при передаче актива есть неопределенность. В связи с этим рекомендуем согласовать вариант отражения в бухгалтерском учете поступления активов при таких условиях с применением доходов будущих периодов или доходов текущего года в соответствии с п. 4 Инструкции № 174н. В случае принятия решения о применении счета 401 40 необходимо также согласовать дальнейший порядок (условия) отнесения доходов будущих периодов на доходы текущего года.
По нашему мнению, в общем случае поступление нефинансовых активов в результате пожертвования может отражаться в корреспонденции со счетом 0 401 10 190. Такой порядок допустим, если имущество будет использоваться в общеполезных целях в соответствии с назначением имущества, т.е. жертвователь не устанавливает целевые (измеримые) показатели для использования имущества или результаты, которых необходимо достичь. Если такие показатели установлены, следует применять счет 0 401 40 190.
Согласно п. 9.9 порядка, утв. приказом Ми��фина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), статья 190 “Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления” КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ в зависимости от характера поступлений (текущий или капитальный), а также от отправителя.
При этом под расходами для целей капитальных вложений подразумеваются расходы, предназначенные для формирования или увеличения стоимости объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов (п. 7 Порядка № 209н).
Поскольку в рассматриваемой ситуации объекты пожертвования поступают от физических лиц, в разрядах 24 – 26 номера счета бухгалтерского учета 401 10 применяются:
- подстатья 197 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц” КОСГУ – для отражения поступления объектов основных средств (п. 9.9.7 Порядка № 209н);
- подстатья 193 “Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от физических лиц” КОСГУ – для отражения поступления материальных запасов (п. 9.9.3 Порядка № 209н).
Пунктами 21.1, 21.2 Инструкции № 157н, п. 2.1 Инструкции № 174н предусмотрено, что в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетные учреждения отражают:
- в разрядах 1 – 4 – коды раздела, подраздела расходов бюджета;
- в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой;
- в разрядах 15 – 17 – аналитический код вида поступлений – доходов, иных поступлений или аналитический код вида выбытий – расходов, иных выплат, в т.ч. по погашению заимствований, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
Счет 401 10 не входит в число исключений, перечисленных в п. 2.1 Инструкции № 174н, поэтому его номер формируется в общем порядке.
Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации утвержден приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н). Однако положениями Порядка № 132н не предусмотрено соответствующей аналитической статьи подвида доходов бюджета для статьи 190 КОСГУ. Порядок № 132н применяется только в части кассовых операций. В рассматриваемой ситуации осуществляется движение нефинансовых активов (основных средств либо материальных запасов). Соответственно, учреждение может предусмотреть иной порядок формирования разрядов 1 – 17 номера счета к счету 0 401 10 190.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации при формировании разрядов 1 – 17 номера счета 401 10 может быть использован подход, содержащийся в подп. “е” п. 3.1 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 №№ 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932:
- в разрядах 1 – 4 указываются коды раздела, подраздела;
- в разрядах 5 – 17 – нули.
Поступление объектов основных средств и материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц без условий при передаче активов может быть отражено записями:
Дебет КРБ 2 101 ХХ 310 Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 10 197 – получен объект основных средств в результате пожертвования от физических лиц (п. 9 Инструкции № 174н);
Дебет КРБ 2 105 ХХ 34Х Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 10 193 – получен объект материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц (п. 34 Инструкции № 174н).
Поступление объектов основных средств и материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц с условиями при передаче активов (если установлены целевые (измеримые) показатели для использования имущества или результаты, которых необходимо достичь), может быть отражено записями:
Дебет КРБ 2 101 ХХ 310 Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 40 197 – получен объект основных средств в результате пожертвования от физических лиц (п. 150 Инструкции № 174н);
Дебет КРБ 2 105 ХХ 34Х Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 40 193 – получен объект материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц (п. 150 Инструкции № 174н);
Дебет КДБ 2 401 40 197 Кредит КДБ 2 401 10 197 – списаны доходы будущих периодов на доходы текущего года в части основных средств (п. 158 Инструкции № 174н);
Дебет КДБ 2 401 40 193 Кредит КДБ 2 401 10 193 – списаны доходы будущих периодов на доходы текущего года в части материальных запасов (п. 158 Инструкции № 174н).
Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно, в т.ч. по договору пожертвования), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (справедливая стоимость), увеличенная на стоимость услуг по доставке, регистрации и приведению их в состояние, пригодное для использования. Это установлено п. 25 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 22 СГС “Основные средства”. Оценка справедливой стоимости должна быть документально подтверждена.
Методом определения справедливой стоимости в рассматриваемом случае будет метод рыночных цен (п. 54 федерального стандарта “Концептуальные основы”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, далее – СГС “Концептуальные основы”, п. 25 Инструкции № 157н).
В соответствии с п. 55 СГС “Концептуальные основы” при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.
Данные о действующей цене на безвозмездно полученные нефинансовые активы должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем. Согласно п. 59 СГС “Концептуальные основы” при определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов могут быть использованы:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся в средствах массовой информации;
- экспертные заключения (в т.ч. экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов).
Таким образом, нефинансовые активы, полученные по договору пожертвования, принимаются к бухгалтерскому учету по справедливой стоимости. Порядок определения справедливой стоимости и его документальное оформление следует закрепить в учетной политике.
Учет безвозмездного поступления основных средств
Операции по безвозмездному поступлению основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 9 и 27 Инструкции N 174н.
При поступлении основных средств бюджетному учреждению от собственника его имущества, иных организаций государственного сектора в порядке закрепления имущества на праве оперативного управления отражаются корреспонденции:
- Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 401 10 195 — поступление балансовой стоимости полученных объектов;
- Дебет 4 401 10 195 Кредит 4 104 ХХ 411 — поступление начисленной по объекту амортизации.
В иных ситуациях безвозмездное поступление основных средств бюджетному учреждению отражается корреспонденцией:
- Дебет 2 101 ХХ 310 Кредит 2 401 10 19Х.
Здесь необходимо остановиться на следующих моментах:
- Выбор КОСГУ к счету 401 10 19Х.
- Стоимость, по которой полученные основные средства следует поставить на учет.
- Следует ли отражать поступление амортизации.
Выбор КОСГУ зависит от типа контрагента, от которого поступают основные средства:
- 195 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора”;
- 196 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)”;
- 197 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц”;
- 198 “Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов”;
- 199 “Прочие неденежные безвозмездные поступления”.
Получается, что если, к примеру, основные средства поступают безвозмездно от физических лиц, то в проводке необходимо использовать КОСГУ 197.
Стоимость, по которым принимаются к учету безвозмездно полученные объекты основных средств, определяется стандартом “Основные средства”*(3).
И тут возможно 2 ситуации:
- Основные средства поступают от организаций государственного сектора. Обратите внимание, что к организациям госсектора в данном случае относятся не только органы власти, государственные (муниципальные) учреждения, но и иные организации, созданные на базе государственного (муниципального) имущества (например, унитарные предприятия).
- Основные средства поступают от иных контрагентов.
В первой ситуации поступление основных средств отражается по стоимости, по которой они были учтены передающей стороной. Дополнительно отражается поступление амортизации, при наличии. При этом отражается проводка:
- Дебет 2 401 10 195 Кредит 2 104 ХХ 411.
Во второй ситуации учреждению необходимо самостоятельно определить справедливую стоимость поступившего имущества, подтвердив ее документально. В случае невозможности определения такой стоимости допускается учет объектов в условной оценке, равной одному рублю. Поступление амортизации для второй ситуации не предусмотрено. То есть амортизация начинает начисляться уже в бюджетном учреждении. Это актуально даже для ситуаций поступления бывшего в употреблении имущества.
Примечание. В данной статье не приводятся корреспонденции для поступления (передачи) основных средств в случае наличия показателей по объектам на счетах 0 114 00 000 “Обесценение нефинансовых активов”.
*(1) Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Ограничения на безвозмездную передачу
Безвозмездная передача ценностей или имущественных прав является по своей сути дарением (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Передаваемые объекты могут быть:
- основными средствами;
- товарами;
- денежными средствами;
- готовой продукцией;
- нематериальными активами;
- материалами;
- ценными бумагами;
- имущественными требованиями (правами), например, это может быть переданное бескорыстно коммерческой организацией право пользования земельным участком некоммерческому учреждению или бескорыстная уступка коммерческим предприятием права требования уплаты долга своего должника некоммерческой организации.
Коммерческим предприятиям установлен допустимый предел стоимости безвозмездно передаваемых ценностей — до 3 тыс. руб. Это ограничение не распространяется на операции с физлицами и общественными организациями, благотворительными и иными фондами, бюджетными учреждениями, потребительскими кооперативами, религиозными и другими некоммерческими организациями. Кроме того, возможно безвозмездно передавать имущество коммерческим организациям-учредителям, но при условии, что подобные операции оговорены в уставе. Дарение ценностей между коммерческими организациями на сумму более 3 тыс. руб. считается нарушением требований закона, и такая сделка может быть признана недействительной (п. 1 ст. 168, подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
При дарении ценностей стоимостью свыше 3 тыс. руб. гражданину или некоммерческой организации следует оформить письменный договор дарения (ст. 574 и 575 ГК РФ).
Сделка безвозмездной передачи ценностей подтверждается товарной накладной или актом приема-передачи.
Что и в каких случаях может быть передано
Итак, принято решение о безвозмездной передаче. В каких случаях оно может быть передано:
- У одного учреждения существует излишек имущества и имеется возможность передать часть ценностей другому учреждению, которое в них нуждается
- Имущество принадлежит бюджетному учреждению, но не используется, остается невостребованным
- Имущество есть, но оно используется не по назначению
- Имущество может передаваться в виде пожертвования от коммерческих организаций или частных лиц
По первым трем пунктам можно забрать имущество из управления одним учреждением и передать его государству или другой бюджетной организации.
Понятие имущества достаточно широкое. В связи с этим передаваться могут как основные средства, материалы, земля, другие подобные объекты, так и денежные средства.
ВАЖНО! В соответствии со статьей 689 ГК РФ, получатель имущества, которое передается безвозмездно, обязуется вернуть его в установленный срок и в соответствующем виде, если такое условие предусмотрено договором |
Также следует учитывать, что если имущество получено от собственника учреждения, то у получателя не возникает дохода. Такой же подход применяется и в том случае, когда имущество передается в соответствии с определенными законодательными актами. Например, разъяснения, касающиеся безвозмездной передачи помещений, содержатся в письме Минфина №02-07-10/84404 от 22.11.2018 года.
По договору дарения учреждение может получить имущество от физических или юридических лиц. Правовые аспекты договора дарения регулируются гл. 32 ГК РФ. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность. При получении имущества безвозмездно следует иметь в виду, что от налогообложения прибыли освобождаются только пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 251 НК РФ), поэтому следует разграничивать понятия пожертвования и дарения.
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут осуществляться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Обратите внимание: учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию такого имущества. Бухгалтеру следует уделить внимание документальному оформлению получения пожертвования. Во избежание претензий со стороны налоговых органов договор пожертвования составляется в письменной форме, как предписывает гражданское законодательство.
Гражданско-правовые отношения
Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).
Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).
Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Пожертвования могут быть осуществлены в виде (ст. 1, 5 Федерального закона № 135-ФЗ):
-
передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
-
наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
-
выполнения работ, предоставления услуг;
-
оказания иной поддержки учреждению.
Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также сумм списанной кредиторской задолженности
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 20.10.2020 по вопросу налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Согласно пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) внереализационными доходами признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса.
В частности, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, полученных российской организацией безвозмездно:
от организации, если передающая имущество, имущественные права организация прямо и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале (фонде) получающей имущество, имущественные права организации и доля такого участия, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 Кодекса, составляет не менее 50 процентов;
от организации, если получающая имущество, имущественные права организация прямо и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале (фонде) передающей имущество, имущественные права организации и доля такого участия, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 Кодекса, составляет не менее 50 процентов. При этом, если передающая организация является иностранной организацией, доходы, указанные в подпункте 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций (структур без образования юридического лица), через которые осуществляется участие получающей организации в передающей организации (в случае косвенного участия), не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса;
от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 Кодекса, составляет не менее 50 процентов;
от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 Кодекса, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 Кодекса.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Кроме того, отмечаем, что доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 и 21.4 пункта 1 статьи 251 Кодекса, признаются внереализационными доходами налогоплательщика на основании пункта 18 статьи 250 Кодекса.
Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями
при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) — по дебету счета 040120241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010121410-010128410, 010131410-010138410, 010141410-010148410) — по балансовой стоимости объекта учета» (п. 12);
— «передача в соответствии с законодательством Российской Федерации объекта основных средств безвозмездно отражается на основании: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации: