Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить целевое направление в педагогический вуз в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любой организации (государственной или частной), где есть кадровая потребность. Местоположение также не влияет: теперь заказчиком кадров может выступать учреждение, которое находится в столице, областном центре или крупном районном городе. Раньше целевое направление распространялось только на организации, расположенные в малых населённых пунктах и на загрязнённых территориях.
Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки
Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.
Основные преимущества целевого направления:
- бесплатное обучение;
- гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
- отдельный конкурс “для целевиков”;
- зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
- некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
- социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
- помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).
Предприятия, дающие целевое направление в 2022 году
С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который участвует в программе, ищет сам абитуриент. Целевое обучение предполагает квоты и отдельный конкурс, и фактически обучение «целевиков» оплачивается из государственного бюджета. Поэтому заказчиком обучения, к которому должен обратиться абитуриент, могут выступать только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например, Сбербанк.
Все типы предприятий, к которым можно обратиться за направлением на целевое обучение:
1. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
2. Государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
3. Государственные корпорации.
4. Государственные компании.
5. Организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
7. Акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации.
8. Дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7.
9. Организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
В Беларуси утвердили новые Кодекс об образовании и правила поступления в вузы. Документы расширяют возможности целевой подготовки будущих специалистов. Одна из норм, которая вступит в силу раньше остальных, касается именно такого набора. Уже с 1 марта нынешнего года по новым правилам направлять на целевое обучение могут любые организации и предприятия. Причем неважно, где они расположены. Ранее работодатель должен был размещаться в малых населенных пунктах либо на загрязненных территориях. Что это дает? Это неплохой вариант, скажем, для столичных поликлиник или школ, где ощущается нехватка сотрудников. Со следующего же года в вузах намерены увеличить количество бюджетных мест для такой категории абитуриентов. Так, на сельскохозяйственные специальности можно будет набрать до 70 % от контрольных цифр приема, на медицинские — до 80 %, на иные специальности — до 60 %.
Есть еще один нюанс: после целевой подготовки выпускники вузов должны отработать у заказчика не менее 5 лет. Поэтому заключить такой договор решится не каждый абитуриент. Однако считается, что поступить на выбранную специальность с целевым направлением больше шансов: такие ребята участвуют в отдельном конкурсе. Например, это касается медицинских вузов, где проходные баллы зашкаливают. Будущий наниматель и потенциальный студент в договоре могут прописать и иные сроки обязательной отработки. Например, не 5, а 6–7 лет. — Но делается это только по обоюдному согласию. Хотя если такой контракт подписывается с перспективной организацией, крупным предприятием, у которых хороший социальный пакет, то молодой человек вполне может быть заинтересован в увеличении такого периода, — полагает Сергей Касперович.
Как получить целевое направление в 2020 году?
Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:
- внимательно ознакомиться с условиями программы;
- сдать ЕГЭ, соответствующие его специальности;
- найти работодателя, который согласится принять его на должность после окончания обучения;
- выбрать вуз/колледж, предоставляющий целевые квоты;
- выиграть по результатам конкурса (чаще всего конкурс составляет 1,5 — 2 человека на место).
Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.
Доступные специальности в 2020 году:
- Медицинский профиль (семейный врач, врач скорой помощи, стоматолог, терапевт, сетевой врач, ветеринар и т.д.);
- Прикладная математика;
- Лазерные техника и технологии;
- IT-безопасность;
- Радиотехника;
- Авиа- и машиностроение;
- Информационные технологии;
- Программная инженерия;
- Связи с общественностью;
- Приборостроение;
- Микросистемная техника и нанотехнологии.
Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:
- Материаловедение;
- Метрология и стандартизация;
- Динамика флюидов;
- Металлургия;
- Управление и аналитическая деятельность.
Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.
Когда обращаться за получением направления?
Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.
Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.
“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.
Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.
В последние двадцать лет прокуратура активно использует набор кадров посредством целевого направления. Пополнить ряды прокурорских работников не так просто – нужно пройти ряд специальных испытаний и соответствовать определенным требованиям, которые предъявляются к госслужащим. Кроме того, работа в правоохранительных органах предполагает стрессоустойчивость, преданность своему делу, высокие моральные принципы и отличные знания русского языка, истории и т.д. Если вы соответствуете перечисленным критериям, можно получить направление на обучение в ВУЗ от прокуратуры.
Для этого нужно обратиться в прокуратуру области или специализированное ведомство (транспортную, природоохранную) и в срок, указанный на официальном сайте (обычно до 20 июня 2016 года, в котором планируется поступить в институт), подать заявление о выдаче направления.
С заявлением необходимо представить следующие документы:
- аттестат (если он еще не получен, то выписку об успеваемости за первое полугодие);
- свое согласие на работу в органах прокуратуры;
- автобиографию, личный листок по учету кадров;
- копию паспорта (копируются все заполненные страницы);
- характеристику со школы или лицея;
- копию военного билета;
- медсправку (форма 086).
Дополнительно необходимо пройти психологическую диагностику (тестирование) на предмет годности к профессии.
После рассмотрения документы направляются в Главное управление Генеральной Прокуратуры РФ, где определяют количество выделяемых для учебы мест.
Если мест достаточно, письменное направление выдается в отделе кадров региональной прокуратуры.
Как получить целевое направление в ВУЗ: пошаговая инструкция
Тем, кто решил во что бы то ни стало получить целевое направление, предлагаем пошаговую инструкцию, как это сделать.
Шаг 1. Выберите будущую профессию. Подойдите к этому шагу очень ответственно, ведь от него зависит ваша ближайшая жизнь на 6-9 лет. Правильный выбор гарантирует вам счастливые студенческие годы и позитивное начало карьеры. Тем, кто затрудняется с выбором, помогут специалисты по профориентации.
Шаг 2. Попробуйте свою будущую профессию. Нередко наши представления о той или иной профессии оказываются далеки от реальности. Не пренебрегайте возможностью пройти краткосрочную «стажировку» на работе у родителей или родственников, посмотрите на выбранную сферу изнутри.
Шаг 3. Определитесь с организацией, где вы хотели и могли бы работать после получения диплома. Информацию о квотах, организациях, с которыми взаимодействуют, вузы публикуют на своих сайтах – не ленитесь их изучать. Потенциальными работодателями могут стать представители следующих структур:
- федеральное министерство или ведомство;
- региональные органы государственной власти или муниципальные структуры;
- юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Преимущества и недостатки
Обучение по целевой программе имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно абсолютно бесплатно для студента. Во-вторых, ему гарантировано рабочее место по окончании обучения или даже во время него. Зачисление по целевому набору обычно проходит заранее, и если не удалось пройти экзамены, можно попробовать еще раз с основной волной поступающих. Часто будущие работодатели помогают со стипендией и общежитием, а также с практикой во время учебы.
Однако то, что является плюсом, в некоторых случаях может стать и минусом. Студент заранее связан контрактом с работодателем, и после окончания обучения у него не будет возможности свободно искать работу и выбирать лучшие условия. Если выпускник решит отказаться от вакансии, указанной в договоре, ему придется возмещать убытки предприятию самостоятельно.
Схема поступления на целевое обучение в вуз
Определитесь с профессией. Выпускнику следует исходить из перечня предметов ЕГЭ, которые он сдаёт. Эти предметы нужно соотнести с вариантами профессий. Облегчить задачу помогут инструменты и ресурсы, которые выдают индивидуальную подборку специальностей на основе комбинации предметов ЕГЭ.
Выберите интересующие вас компании. Информацию о возможности целевого обучения обычно публикуют на сайте компании, но можно попробовать написать работодателю напрямую.
Компанией-заказчиком может выступить:
- Федеральный государственный орган;
- Орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления;
- Юридическое лицо;
- Предприниматели.
Как правило, у компаний уже есть договоренности с вузами, поэтому выпускнику нужно будет выбрать направление в одном из предложенных университетов в рамках договора.
Оформите документы. Получить целевое направление желательно до конца июня, но сроки заключения договора зависят от условий компании-заказчика.
Подать полученное направление и участвовать в конкурсе на целевые места можно в период подачи документов в вуз — до 26 июля. Целевик имеет право подавать документы в такое же количество вузов, как и абитуриент по общему конкурсу.
Для зачисления на целевое направление и подачи документов в приёмную кампанию нужно собрать следующие документы:
- заявление о приёме на обучение по форме;
- паспорт;
- аттестат;
- копию (заверенную компанией) или оригинал договора о целевом обучении;
- документы об индивидуальных достижениях.
Инструкция по получению
Думать об это нужно как можно раньше. Старайтесь заняться этим еще до окончания учебы. Придерживайтесь следующего алгоритма:
- Выберите интересующее направление, по которому проводится целевой набор.
- Начните искать компанию или госорганизацию, которая будет оплачивать ваше обучение.
- Подготовьте список документов, которые включают аттестат об образовании, если вы выпускник школы, диплом о получении среднего специального образование, если вы выпускник колледжа, копию паспорта, характеристики с мест учебы, любые грамоты и награды, подтверждающие ваши достижения.
- Подпишите договор со структурой, которую выбрали и обсудите дополнительные условия или привилегии.
- При поступлении в вуз имейте при себе эти документы и копию договора.
Особенности приема на целевое обучение
1. Ознакомиться со следующими нормативно-правовыми актами:
- ст. ст. 56 и 71.1 ФЗ Об образовании, Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
- Правилами приёма в выбранные вузы и квотой по избранной специальности, направлению;
- Типовой формой договора о целевом обучении (представлена в Положении о целевом обучении);
- Списком специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 11 февраля 2019 г. №186-р.
2. Выбрать специальность, направление подготовки для поступления на целевое обучение в соответствии со Списком специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты.
3. Выбрать организацию, где будущий выпускник вуза планирует работать по избранной специальности.
4. Найти информацию о том, в каких университетах готовят по избранной специальности, направлению и узнать, есть ли прием на целевое обучение и какова квота.
5. Выбрать учебное заведение.
6. Обратиться к заказчику. Заказчиками приема на целевое обучение в университеты согласно статье 71.1 ФЗ Об образовании могут выступать:
- федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
- государственные корпорации;
- государственные компании;
- организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
- акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
- дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7;
- организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Например, по направлению «здравоохранение» — в орган управления здравоохранением субъекта РФ и т.д. Информацию о приеме на целевое обучение можно найти на официальных сайтах соответствующих предприятий.
7. Предоставить заказчику документы по его требованию и, если предусмотрено заказчиком, пройти конкурсный отбор — тестирование или собеседование. Как правило, заказчика интересуют баллы ЕГЭ, портфолио, желание претендента работать по избранной специальности. 8. Претенденту и предприятию заключить договор о целевом обучении по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 г. № 302.
Обращаем внимание, что договор о целевом обучении следует заключать после получения университетом установленной квоты приёма на целевое обучение. Копия договора о целевом обучении, заверенная заказчиком, или незаверенная копия договора о целевом обучении с предъявлением его оригинала предоставляется абитуриентом при подаче заявления о приеме на целевое обучение в университет.
1. Если гражданин, заключивший договор о целевом обучении в пределах квоты, не поступил на обучение в пределах квоты и в срок, указанный в договоре о целевом обучении, или поступил на обучение не в пределах квоты приема на целевое обучение, то договор о целевом обучении расторгается и стороны договора освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении.
2. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным ФЗ Об образовании, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определён Правительством Российской Федерации. Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на базе различных уровней образования проводится единый конкурс по одинаковым условиям поступления и одному и тому же основанию приема (при его наличии).
C 2019 г. прием в университеты на целевое обучение будет осуществляться по новым правилам в соответствии с Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 г. № 302, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Список специальностей и направлений подготовки для целевого обучения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11 февраля 2019 г. № 186-р. Учредителям образовательных организаций предоставляется право перераспределять установленную Правительством России квоту целевого приёма между подведомственными организациями, но с согласия Правительства России.
- обязательства заказчика целевого обучения:
- по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;
- по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.
- обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:
- по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);
- по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.
Регламент организации приема на целевое обучение:
Формирование целевой квоты – до 1 июня 2021 г.
Для 2021 года квота утверждена: Места для приема на целевое обучение есть по всем образовательным программам где есть бюджетные места. В частности:
30% от общего количества бюджетных мест по направлению 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры,
10% от общего количества бюджетных мест по всем другим программам бакалавриата,
20% от общего количества бюджетных мест по всем программам магистратуры.
Прием документов от абитуриентов – с 01 февраля на заочную форму обучения, с 18 июня на очную форму обучения.
Заключать договора с потенциальными абитуриентами (школьниками и сотрудниками) можно в любое время до начала приема документов. Для того чтобы заключить договоры о целевом обучении с поступающими, во время подачи ими документов необходимо согласование с отделом приема обучающихся и письменное разрешение
Зачисление – 30 июля.
При подаче заявления о приеме на целевое обучение поступающий представляет, помимо документов, указанных в пункте 50 Правил приёма, копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком целевого обучения, или незаверенную копию указанного договора с предъявлением его оригинала. Прием на целевое обучение в интересах безопасности государства осуществляется при наличии в организации информации о заключенном договоре о целевом обучении, полученной от соответствующего федерального государственного органа, являющегося заказчиком целевого обучения, и без представления поступающим копии договора о целевом обучении.
Среди прочих направлений самые крупные квоты выделены, в частности, для специалистов из таких сфер, как радиоэлектронные системы и комплексы, эксплуатация железных дорог, системы обеспечения движения поездов. Для них доля целевых мест составляет 70%.
Кстати, в перечне есть и педагогические специальности. Квоты по ним составляют 20–30%. Речь, в частности, о следующих направлениях бакалавриата:
- «Педагогическое образование» (квота составит 20% и распространится на более чем 70 регионов);
- «Общая педагогика, история педагогики и образования» (30%, во всех субъектах РФ);
- «Коррекционная педагогика» (30%, во всех субъектах РФ).
По некоторым специальностям цифры по сравнению с прошлой редакцией документа изменились. Например, в более чем 40 регионах до 20% увеличили квоту на направлении бакалавриата «Ветеринарно-санитарная экспертиза» (в 2021 году она составляла 10%). А ещё появились новые квоты. К примеру, по направлению «Цирковое искусство», доля целевиков по ней составит 10% в Бурятии, Краснодарском крае и Еврейской автономной области. Кое-какие пункты из документа исчезли, это коснулось направления «Востоковедение и африканистика» (в 2021-м квота составляла 10%).
Как получить целевое направление в вуз
Сегодня возможно два варианта получения целевого направления:
- через городскую администрацию;
- через определенное предприятие, организацию.
Делается это по следующей схеме:
- Выбор предприятия-протектора. Если на нем трудятся родители или родственники абитуриента, то это большой плюс. Далее следует написать на имя директора официальное заявление с объяснением своей просьбы в свободной форме, от руки.
- Если абитуриент не определился с протектором, то выход – обратиться в городскую администрацию, которая должна предоставить список организаций, выписывающих целевые направления. Но в этом случае кроме заявления нужно предоставить и характеристику со школы.
- Заключение договора со своим протектором (за несовершеннолетних его подписывает родитель).
- С полученным целевым направлением во время приемной кампании следует обратиться в интересующий вуз.
- Последний этап – пройти конкурс среди целевиков по баллам ЕГЭ и ждать успешного зачисления в ряды студентов.
💥 Ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств
Если выпускник отказывается трудоустраиваться к заказчику своего обучения, то он должен возместить все те средства, которые заказчик потратил на его обучение, а также на оплату жилья и проезда.
Если работодатель не трудоустроил выпускника, которого обучил, он:
- выплачивает выпускнику из своего бюджета трехкратный уровень средней зарплаты по своему региону (если трудоустройство возможно в разных регионах, то расчет ведется по региону с самой большой средней зарплатой);
- возмещает все затраты, связанные с обучением выпускника, в тот бюджет, из которого были взяты средства на финансирование данного направления: если средства на обучение были перечислены из муниципального бюджета – в муниципальный, из регионального – в региональный, из федерального – в федеральный.
— Как вузы помогают в профориентации выпускников школ?
Андрей Сакович: Пожалуй, на первом месте такая традиционная форма, как день открытых дверей, когда в университет приходят абитуриенты и их родители. В нашем вузе 83% обучающихся — ребята из регионов. Сегодня на день открытых дверей из разных уголков страны приезжают классами. За последние два года мы активизировали работу со школами, заключили 188 договоров о сотрудничестве. Стали широко использовать и для профориентации конференцию школьников «Первый шаг в науку». В этом году в ней приняли участие 580 человек! Очень популярна такая акция, как «Стань студентом на один день». В этом году в ней приняли участие 230 человек со всей Беларуси. Кафедры провели почти 30 мастер-классов: по изготовлению стекла, художественной керамики, целлюлозы, журналов и газет, по 3d-моделированию… Во время «марш-бросков» договариваемся с районными отделами образования о сотрудничестве: наши студенты дают концерт старшеклассникам, рассказывают о своей альма-матер и факультетах. Кстати, раньше технологический университет ассоциировали чаще с лесным хозяйством, сейчас же это уникальный вуз, где 7 факультетов с самыми разными специальностями. Есть и химический, и полиграфический, и IT-факультет, и дизайн мебели. Недавно начали работать с Национальным детским технопарком по двум направлениям — инженерная экология и биотехнология. Преподаватели, среди которых кандидаты наук, говорят, что приходят мотивированные ребята, многие из них хотят поступать в наш университет. По инженерной экологии открыта уже 4-я смена, по биотехнологии — 2-я. Конкурс составляет по 5-6 заявок на место.
Александр Маковчик: Недавно анализировали профориентационную работу, и оказалось, что в нее вовлечены более 20 тыс. школьников. У нас к ней комплексный подход. Проводим дни открытых дверей — и в онлайн-формате, и в аудиторном. Используем такой вариант, как «студент на один день», и здесь особую активность проявляют ученики педклассов. В этом году более 300 школьников побывали в нашем университете, встретились с ректором в актовом зале, где смогли задать ему любой вопрос. В стране более 500 профильных классов — свыше 5 тыс. учащихся, имеющих возможность ознакомиться с профессией изнутри. Они проводят пробные занятия с младшими школьниками по дисциплинам, которые выбирают для себя в качестве профильных. Ребята получают знания из области педагогики и психологии.
К нам поступают абитуриенты с хорошим уровнем мотивации и пониманием того, чем будут заниматься в перспективе. На таких активных молодых людей мы во многом опираемся в образовательном процессе. Это и наш студенческий актив, и старосты групп, и профсоюзные лидеры. Надо искать возможность достучаться до молодежи. А кому она больше доверяет? Сверстникам! Потому студенты на практике получают задание: провести профориентационные мероприятия. Кроме того, наши учащиеся активно задействованы в рамках профориентационной работы во время патриотической акции «Звездный поход». Безусловно, нас приглашают и школы. Как инновацию могу отметить создание чата в Телеграм-канале «Профиль+» для обучающихся в профильных классах.
— Что бы вы пожелали выпускникам, которым пришло время задуматься над выбором профессии?
Андрей Сакович: Всегда говорю ребятам о том, что выбор специальности — это веление сердца. Профессиональная стезя — по сути, судьба, дальнейшее благосостояние, будущее семьи и детей.
Александр Маковчик: Достичь успеха можно, только поверив в свои силы. Помимо развития в профессиональном плане, для самореализации нужно постоянно работать над собой, уметь преодолевать трудности, проявлять силу характера. И еще — верить в себя, что бы ни случилось.
Ирина Старовойтова: Когда молодой человек выбирает профессию, он определяет себе старт, от которого действительно очень многое зависит в жизни. Находясь в начале пути, нужно понять, что приоритетно: каковы мотивы этого человека, целевые установки, какие он для себя определяет жизненные задачи. Никогда не ставьте на первое место материальный мотив. Пусть во главе угла будут ваши интересы, увлеченность. Целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, оптимизм — эти качества не только помогут достичь профессиональных высот, но и сделают вас счастливым и успешным человеком.
Где взять направление на учебу
Целевое направление в медицинский вуз можно получить в Департаменте здравоохранения своего города или района. Для этого нужно за полгода или даже за год до предполагаемого поступления заявить о своем желании учиться в медицинском университете по конкретной специальности.
Следует предоставить документы об успеваемости в школе, а также сообщить о возможной волонтерской деятельности в направлении медицины, прохождении каких-либо курсов.
Следует знать, что ждет вас после того, как какая-то организация оплатит обучение – сейчас ужесточили меру ответственности за несоблюдение обязательств сторон.
Если город дает направление и оплачивает учебу, государство рассчитывает, что выпускник вернется в свой город и будет там работать. Но очень часто случается, что студент получает приглашение от какой-то продвинутой клиники в большом городе с хорошей зарплатой и не имеет намерения возвращаться на отработку по своему месту жительства.
В основном, направления выдают государственные органы, но частные клиники также могут быть инициаторами учебы человека, который хорошо окончил школу и подает большие надежды. В таком случае выпускнику будет предложено распределение или придется компенсировать всю сумму, которая будут потрачена на обучение.
Это немало, с учетом того, что платят не только стипендию, но и социальный пакет, проезд. Если дойдет дело до суда, то сторона работодателя может выдвинуть претензию в виде морального ущерба, выраженную в денежном эквиваленте.