Регламентация и правила проведения госзакупок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регламентация и правила проведения госзакупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новые участники сталкивались бы с большими проблемами, связанными с входом на рынок, поскольку Госзаказчики в подавляющем большинстве, не хотели бы рисковать, заключая контракты с незнакомыми, непроверенными компаниями. Контролирующие органы в данной сфере не имели бы возможности проверить, насколько эффективно и целесообразно используются бюджетные средства. Пришлось бы непрерывно контролировать, действительно ли Госзаказчики закупают по разумным ценам или находятся в сговоре с поставщиком, платят ему вдвое больше рыночной цены и полученную сверхприбыль делят между собой заинтересованные лица.

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

ЕИС – Регистрация в 2020 году

  1. Регистрация директора компании на портале Госуслуг в качестве физлица.
  2. Создание профиля компании на портале Госуслуг.
  3. Создать профиль юрлица или ИП в ЕИС, дождаться когда компанию включат в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
  4. Дождаться, когда информацию из системы отправят на восемь Федеральных электронных торговых площадок (ФЭТП).

Для того, чтобы зарегистрироваться в ЕИС, может потребоваться до 16 рабочих дней, по этому о регистрации стоит позаботиться заранее.

О первых государственных закупках ( госзакупки ) в России известно мало. Первые сведения о них восходят к середине 17 века, когда царь Алексей Михайлович устроил некое подобие публичных торгов на закупку муки и сухарей для нужд города Смоленска. Воеводам близлежащих городов, купцам были разосланы грамоты с приглашением отвезти партию муки и сухарей в Смоленск. Представители царя торговались с потенциальными поставщиками, насчет стоимости доставки до тех пор, пока не приходили к согласию. Царь, выступив в качестве государственного заказчика, вёл диалог с поставщиком не с позиции силы, а на взаимовыгодной основе.

Читайте также:  ООО на ЕНВД с физ лицами отчетность на 2023 год

Канцелярия подрядных дел

Спустя полвека Петр Первый уже активно заключал договоры подряда. Петр Первый впервые учредил специальное ведомство – Канцелярию подрядных дел. В круг ее обязанностей входила прежде всего ответственность за проведение госзакупок. Также, в 1717 году была учреждена должность гофмаклера – купца-эксперта, знавшего толк в торговых сделках. Должность эта просуществовала почти сто лет.

Во времена Екатерины Второй тема госзкупок продолжала успешно развиваться. В частности, в Регуле провиантского правления речь шла о закупке у прямых поставщиков, а также рекламе торгов.

В XIX веке организация становилась все более четкой, повышалась исполнительность купцов и предпринимателей. Потенциальные поставщики, соблюдая формальности, передавали заявку с нарочным. Посещать канцелярию им было необязательно.

Импортозамещение при госзакупках

В XIX веке правительство России впервые начало проводить политику импортозамещения при госзакупках. Тема эта достаточно обширная и поэтому в рамках данной статьи подробно не рассматривается. Отметим только что уже в то время российскими госзаказами активно интересовались иностранные банки и компании. Политика фритредерства – невмешательства государства в экономику привела к разорению в стране многих фабрик и заводов в период с 1821 по 1840 годы – период интенсивного импорта в Россию иностранных товаров при одновременном уменьшении поставок некоторых видов сырья.

Государственная закупка: разница между ФЗ-223 и 44-ФЗ

Различие ФЗ-223 ФЗ-44
Сфера применения Установление общих норм госзакупа, требований к участникам. Создание правовой основы для процедуры госзакупа. Акт фиксирует варианты поведения при осуществлении процедуры, но при этом дает нанимателям определенную свободу. Так они правомочны разрабатывать собственные положения о закупках, где отражены условия конкурса, варианты его реализации и т.д. Правоотношения государства и хозяйствующих субъектов, направленные на удовлетворение госнужд в целях повышения эффективности закупок. Закон регулирует особенности выполнения контрактов, планирования и мониторинга закупок, соответствие участников, заявленным критериям, гарантирует гласность проведения конкурсов и содержит положения, предотвращающие формирование обстоятельств, в которых развивается коррупция. Закон регулирует сроки и условия исполнения закупочных процедур.
Статус нанимателя Государственные компании, государственные корпорации, хозяйственные общества, половина уставного капитала которых принадлежит госказне, предприятия, осуществляющие инвестпроекты при поддержке правительства Государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, структуры, финансируемые из госказны.
Виды закупок Конкурентные (1. Закрытые. 2. Организованные онлайн для субъектов малого бизнеса. 3. Организованные в виде конкурса, запроса котировок). Закуп из одного источника. Прочие способы, содержащиеся в нормативных документах заказчика. Конкурс (1. Открытый. 2. С ограниченным количеством участников. 3. Закрытый). Электронный аукцион. Запрос котировок и предложений. Закуп из одного источника.

Зачем проводится запрос коммерческих предложений

Закупка может проводиться любым доступным способом, но независимо от принятого сценария, заказчики обязательно должны осуществлять обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сформированная по итогу этих действий сумма будет использоваться при составлении всей закупочной документации: извещении, проекте контракта и в приглашениях на участие в торгах, которые направляются потенциальным исполнителям.

Обоснование НМЦК производится по правилам и в порядке, изложенным в статье 22 44-ФЗ. Для каких целей необходим запрос ценовой информации:

  1. Происходит эффективное расходование государственных денежных средств, выделяемых заказчикам на проведение торгов;
  2. к закупке привлекаются надежные поставщики;
  3. запрос является дополнительной гарантией, что для нужд государственных и муниципальных заказчиков будут поставлены качественные товары.

В части 1 статьи 22 44-ФЗ описаны методы, с помощью которых может определяться НМЦ контракта:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

В открытых тендерах может принять участие любой желающий. Как правило, торги открытого типа применяются в госзакупках. Они позитивно влияют на рынок, хорошо мотивируют потенциальных исполнителей и усиливают конкуренцию, но в то же время весьма трудоёмки в плане организации.

Читайте также:  Выделить долю не в судебном порядке в 2023 году

В закрытых тендерах принимают участие компании, в индивидуальном порядке получившие приглашение. Их отбирают по различным критериям: финансовые результаты компании, её репутация, медийная активность, положение на рынке. Список участвующих претендентов в закрытом тендере никогда не разглашается. Это сделано для того, чтобы исключить сговор между конкурсантами. Как правило, в закрытых тендерах принимают участие четыре-пять компаний.

Специализированные торги тоже можно отнести к закрытому типу тендеров. Здесь нет чётко установленного количества претендентов, а участие ограничено определёнными критериями. Например, к торгам могут допускаться только компании, сотрудничавшие раньше с заказчиком.

По способу проведения тендеры делятся на:

Аукционы — самая распространённая форма торгов, при которой участники подают свои ценовые предложения в специальной аукционной комнате на ЭТП. Все участники в момент проведения аукциона видят предложения друг друга и могут снижать свою цену неограниченное количество раз. Побеждает тот, кто в конечном итоге дал наименьшую цену для заказчика.

Весной текущего года как поставщики, так и заказчики столкнулись с каскадом различных сложностей. Импортные комплектующие либо стали недоступными, либо взлетели в цене. Крупные поставщики стали опасаться выходить на закупки организаций, попавших под иностранные санкции.

Учитывая, что проведение закупочных процедур занимает довольно продолжительное время, изменения цен вынудили многих поставщиков искать возможности уклонения от взятых на себя обязательств еще на этапе рассмотрения заявок.

Тем не менее, в сложившихся обстоятельствах рынок государственных и корпоративных закупок приучается к определенному саморегулированию, а законодатель уже принял нормативно-правовые акты, позволяющие заинтересованным сторонам найти приемлемые решения.

Импортные товары: уйти, нельзя остаться

На протяжении нескольких лет правительство РФ последовательно запускало различные меры поддержки участия в закупках отечественных производителей.

В рамках госзаказа продолжает действовать Национальный режим закупок, включающий возможность установления запретов или ограничений на закупку иностранных товарах в определенных случаях, а также действие преференций в отношении товаров из ЕАЭС.

По 223-ФЗ прежде действовали только преимущества для российской продукции по Постановлению Правительства № 925 от 16.09.2016. В условиях, когда рынок был насыщен, заказчики при необходимости могли закупать импортные товары, указывая необходимые технико-функциональные характеристики, подходившие только к определенным брендам.

При этом такие закупки могли быть оправданы не только по качеству, но и по стоимости продукции: стоимость отечественных товаров могла быть сопоставимой, либо выше.

Сегодня поставщики импортных товаров оказываются в более сложной ситуации: цены выросли, таможенное оформление усложнилось, возникают проблемы с пересечением границы. Часть зарубежных производителей ушла с российского рынка.

Таким образом, импортозамещение в закупках стало работать уже не столько по формальным требованиям, сколько по объективно сложившейся ситуации. С 1 июля 2022 года заказчики по 223-ФЗ смогут указывать требования к стране происхождения товара.

Это будет означать возможность фактического запрета на поставки импортной продукции и вытеснения последних поставщиков импортных товаров в отраслях, где они конкурируют с российскими производителями. Для российских предприятий это может быть хорошим сигналом для входа на закупки.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Читайте также:  Какие документы нужны для уплаты налога с выигрыша

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Участвовать или не участвовать

Имеет ли смысл участвовать в таких закупках? В комментариях к статье, наверняка, кто-нибудь напишет, что конкурсы выигрывают те, кто должен их выиграть, что закупки объявляются под конкретного поставщика, который обязательно будет победителем. Да, не будем отрицать, такие явления имеют место быть. Да, нормативное регулирование системы закупок направлено на создание максимальной прозрачности проведения этих процедур и исключения коррупционной составляющей, но в российской действительности это работает не всегда. Но, несмотря на такие моменты, участие в закупках является одним из средств развития вашего бизнеса.

Участие в госзакупках и коммерческих тендерах – это возможность заявить о себе, найти новых заказчиков и охватить новые рынки сбыта, это возможность заключить выгодный договор и получить прибыль. Цель любого предпринимателя – заработать, а участие в конкурсах дает такую возможность. Сейчас для участия в конкурсе на ЭТП достаточно компьютера, выхода в интернет, определенных настроек рабочего места и электронно-цифровой подписи.

Инструкции, которая приведет вас к гарантированной победе в конкурсах или аукционах, не существует. Однако соблюдение правил участия в госзакупках увеличивает шансы на выигрыш.

  1. Первые заявки не должны быть высокодоходными.
  2. Грамотная подача заявки на участие – важный аспект. Первое время можно пользоваться помощью специалистов по заполнению форм. Вносимая информация должна быть актуальной.
  3. Чаще побеждают исполнители, предлагающие низкую цену. Однако нет смысла работать себе в убыток.
  4. Заказчики обращают внимание на опыт исполнителя. Старайтесь исполнять действующие контракты в полном объеме и без нарушений.
  5. Внимательно вычитывайте проект государственного контракта, описывайте все пункты, указанные в запросе.

Ответы на частые вопросы

Я из Москвы. Могу я участвовать в закупках в других регионах?

Да, компания из любого региона может участвовать в закупках по всей России. Но обязательно продумайте процесс логистики: сможете ли вы поставить этот товар в отдалённый регион в нужные сроки и за указанную цену. Например, в Магадан невозможно доставить товар по железной дороге — только авиадоставка. Это стоит учитывать при расчёте цены контракта, потому что отдельной доплаты за доставку не будет: цена закупки — это максимально возможная стоимость всего контракта.

Ещё важный момент: обратите внимание на количество поставок по договору. Если нужна разовая поставка 10 тонн сахара в Иркутск, это одни издержки на перевозку, а если нужно привозить по 100 кг каждую неделю — совсем другие.

Может ли ИП получить госзаказ, если занимается другой деятельностью, но готов перестроиться и выполнить условия?

Да, можно выполнять госзаказы из другой сферы, даже если у вас нет нужных кодов ОКВЭД. В госзакупках это не имеет значения. К исполнителю могут быть другие требования, например наличие лицензии. Такие требования всегда прописаны в закупочной документации.

Запомнить:

  • Госзакупки нужны для того, чтобы бюджетные организации эффективно тратили выделенные им средства при приобретении товаров, работ и услуг.
  • Госзакупки в основном проводятся по 44-ФЗ и 223-ФЗ и делятся на конкурентные и неконкурентные.
  • Участвовать в госзакупках могут все. А для малого бизнеса есть ещё и льготы.
  • Поставщикам без опыта лучше начинать с простых закупок, таких как закупки до 600 000 ₽, и потом переходить к более сложным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *